Теория креативных инвестиций Р. Стернберга
Одной из последних по времени возникновения теорий креативности является так называемая «теория инвестирования», предложенная Р. Стернбергом и Д. Лавертом (Sternberg R., 1985).
Эти авторы считают креативным такого человека, который стремится и способен «покупать идеи по низкой цене и продавать по высокой».
«Покупать по низкой цене» — значит
заниматься неизвестными, непризнанными или непопулярными идеями. Задача заключается в том, чтобы верно оценить потенциал их развития и возможный спрос.
Творческий человек вопреки сопротивлению среды, непониманию и неприятию настаивает на определенных идеях и «продает их по высокой цене». После достижения рыночного успеха он переходит к другой непопулярной или новой идее.
Другой вопрос- откуда эти идеи берутся?
По Стернбергу, творческие проявления определяются шестью основными факторами:
1)
интеллектом (как способностью);
2) знанием;
3) стилем мышления;
4) индивидуальными чертами;
5) мотивацией;
6) внешней средой.
Интеллектуальная способность является основной.
Для творчества особенно важны следующие составляющие интеллекта:
1) аналитическая способность —
выявление идей, достойных дальнейшей разработки;
2) синтетическая способность —
новое видение проблемы, преодоление границ обыденного сознания;
3) практические способности —
умение убеждать других в ценности идеи («продажа»).
Если у индивида слишком развита аналитическая способность в ущерб двум другим, то он является блестящим критиком, но не творцом.
Синтетическая способность, не подкрепленная аналитической практикой, порождает массу новых идей, но не обоснованных исследованиями и бесполезных.
Практическая способность без двух остальных может привести к продаже «недоброкачественных», но ярко представленных публике идей.
Влияние знаний может быть как позитивным, так и негативным: человек должен представлять, что именно он собирается сделать. Выйти за пределы поля возможностей и проявить креативность нельзя, если не знаешь границ этого поля. Вместе с тем знания слишком устоявшиеся могут ограничивать кругозор исследователя, лишать его возможности по-новому взглянуть на проблему.
Для творчества необходима независимость мышления от стереотипов и внешнего влияния (в том числе и поэтому
академическая психология в застое - инновации - дело отдельных людей, энтузиастов...).
Творческий человек самостоятельно ставит проблемы и автономно их решает.
Креативность предполагает, с точки зрения Стернберга, способность идти на разумный риск, готовность преодолевать препятствия, внутреннюю мотивацию, толерантность к неопределенности, готовность противостоять мнению окружающих.
Отдельные компоненты, отвечающие за творческий процесс, взаимодействуют. И совокупный эффект от их взаимодействия не сводится к влиянию какого-либо одного из них. Мотивация может компенсировать отсутствие творческой среды, а интеллект, взаимодействуя с мотивацией, значительно повышает уровень креативности.
Стернберг так же считает, что человек может не реализовать свой творческий потенциал в двух случаях:
1) если он высказывает идеи преждевременно;
2) если он не выносит их на обсуждение слишком долго и тогда они становятся очевидными, «устаревают».
Следует отметить, что в данном случае автор подменяет проявление творчества его социальным принятием и оценкой....
Так что - "торопимся не спеша..."