СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: современная теория и практика развития
Я рассматриваю "социальный интеллект" ни как "великий дар" понимать людей и "поступать мудро в отношении них",
и ни как большую "интегральную способность, определяющую успешность общения и социальной адаптации",
а как единую систему-механизм, которая все эти способности осуществляет…
Пойдем по порядку...
Что такое "ИНТЕЛЛЕКТ"?
Все знают, что такое "интеллект"… - высоким интеллектом восхищаются, над низким - смеются…
У обычного человека интеллект на уровне среднего - 100, плюс-минус… IQ от 140 до 153 – считается высоким, от 153 до 160 и выше – выдающимся (показатель интеллекта Альберта Эйнштейна).
Так, что такое "ИНТЕЛЛЕКТ"?
Интеллект - это совокупность умственных способностей человека, позволяющих ему
понимать (хорошо в чем-либо разбираться...) и
думать (эффективно решать различные задачи).
В философском энциклопедическом словаре латинское слово "intellectus" обозначается как "познание, понимание, рассудок".
В других словарях слово «интеллект» определяется как «способность мышления, рационального познания».
Говард Гарднер определил интеллект как способность человека решать проблемы и создавать новые продукты…
Исследователь интеллекта, доктор технических и философских наук А.П. Ляликов в своей работе «Трактат об искусстве изобретать» отмечает, что понятия «мышление»,
«УМ», «разум» — синонимичны.
Мы же заменим все это одним словом -
«ИНТЕЛЛЕКТ».
Отметим сразу, что высокий показатель интеллекта (IQ) далеко не всегда дает высокий показатель жизненной и
ситуационной эффективности, а именно, способности действовать эффективно в какой-либо конкретной жизненной ситуации, где необходимо чего-то добиваться, на кого-то влиять, что-то менять...
В чем дело? - а дело в том, что важно не просто уметь думать и решать различного рода логические задачи,
важно то, с какой информацией работает интеллект - мало информации, или информация искажена - нет точных данных, которые необходимо обрабатывать - нет четкого понимания, что происходит, нет эффективного решения задачи, а
социальный интеллект решает именно жизненные задачи...
Именно поэтому настоящие виртуозы жизни обладают не только высоким уровнем общего интеллекта, как великолепной способностью что-то придумывать и решать какие-либо логические, математические и др. задачи, но и хорошо разбираются в людях, в жизни, в ее разнообразных ситуациях... - именно с такой информацией и работает социальный интеллект.
Что такое "социальный интеллект"?
Небольшой экскурс в историю понятия.
Впервые термин "социальный интеллект" в психологии использовал Э. Торндайк в 1920 году. Он определил социальный интеллект, как
способность понимать людей, управлять ими, действовать или поступать мудро в отношении других (Thorndike E. L. Intelligence and its use. Harper’s Magazine. 1920., р. 228). Э. Торндайк рассматривал социальный интеллект как специфическую познавательную способность, которая обеспечивает успешное взаимодействие с людьми.
В 1937 г.
Гордон Олпорт описывает социальный интеллект, как особую способность верно судить о людях, прогнозировать их поведение и обеспечивать адекватное приспособление в межличностных взаимодействиях. Г. Олпорт полагал, что социальный интеллект - это "социальный дар, необходимый для тонкого равновесия в поведении, обеспечивающего гладкость в отношениях с людьми. "Для того, чтобы тактично поступать, необходимо прогнозировать наиболее вероятные реакции другого человека. Поэтому социальный интеллект связан со способностью высказывать быстрые, почти автоматические, суждения о людях. Вместе с тем, социальный интеллект имеет отношение скорее к поведению, чем к оперированию понятиями: его продукт -
социальное приспособление, а не глубина понимания".
После длительной паузы научное исследование социального интеллекта получило новый толчок в своём развитии благодаря работам Дж. Гилфорда и его последователей в рамках структурной модели интеллекта (O’Sullivan et al., 1965).
После модели Торндайка это вторая концепция, поставившая в один ряд социальный и академический интеллект.
Появляются работы о социальных умениях, коммуникативной компетентности. В эти годы очень большое внимание уделяется проблеме социальной перцепции, пониманию людьми друг друга; делается попытка разработать на основе сложившихся концептуальных представлений о природе и структуре социального интеллекта методический аппарат его изучения.
Дж. Гилфорд и М. Салливен разрабатывают тест для исследования социального интеллекта, который широко используется в конкретных исследованиях, несмотря на наличие определенных недостатков.
У Дж. Гилфорда в его концепции социальный интеллект - это интегральная интеллектуальная способность, определяющая
успешность общения и социальной адаптации. Социальный интеллект объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека как партнера по общению, группы людей). К процессам, его образующим, относятся социальная сензитивность, социальная перцепция, социальная память и социальное мышление.
Представитель психометрического подхода Д. Векслер разделял позицию зависимости социального интеллекта от абстрактного (общего). Социальный интеллект — это
приложение общего к социальным ситуациям. Этот взгляд разделяется и рядом других учёных, например Г. Ю. Айзенком (Айзенк, 1995), оценивающим концепцию социального интеллекта как «неоправданно сложную».
Проблема соотношения общего и социального интеллекта стала поистине центральной для исследователей в данной области, а попытки прояснить ситуацию привели к противоречивым выводам.
Форд и Тисак (Ford, Tisak, 1983) выдвинули предположение, что проблемы с конструктной валидностью социального интеллекта возникают потому, что тесты в этой области строятся по аналогии с тестами общего интеллекта — в манере академической и внеконтекстной, а главное - не касаются его поведенческих проявлений.
В основу измерения интеллекта они положили успешное решение проблемных ситуаций. К примеру, в ситуации интервью это способность эффективно говорить, быть восприимчивым к вопросам интервьюера, демонстрировать адекватные невербальные проявления, такие, как умеренный визуальный контакт, расслабленная, но внимательная поза.
Им удалось показать, что
социальный интеллект представляет собой чёткую и согласованную группу ментальных способностей, связанных с обработкой социальной информации, группу способностей, которые фундаментально отличаются от способностей, лежащих в основе более «формального» мышления, проверяемого тестами «академического интеллекта».
Более чётко определено соотношение социального и практического интеллекта в концепции Р. Стернберга в рамках теории интеллекта, ведущего к успеху (Практический интеллект, 2002). Интеллект рассматривается в ней как способность индивида адаптироваться, формировать и выбирать окружение, соответствующее целям общества, культуры. Он предполагает наличие трёх компонентов (способностей):
1)
аналитических — для анализа и оценки имеющихся возможностей, вариантов (распознавание проблемной ситуации, определение природы проблемы, разработка стратегии решения проблемы, наблюдение за процессами решения);
2)
творческие - для порождения способов решения проблемы (принцип «дёшево купил, дорого продал» в области идей);
3)
практические — для воплощения идей в действие.
В 1994 г. Н.А. Кудрявцева предложила концептуальную разработку, в которой соотносила общий и социальный интеллект, и показала, что социальный интеллект относительно независим по отношению к общему интеллекту. Социальный интеллект понимался как способность к рациональным, мыслительным операциям,
объектом которых являются процессы межличностного взаимодействия. При этом предполагается психологическая автономность и независимость субъекта, позволяющая противостоять давлению людей и обстоятельств.
В.Н. Куницына приравнивает понятие социального интеллекта к понятию социальной компетентности, и определяет социальную компетентность,
как систему знаний об окружающей действительности и себе,
как систему сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных ситуациях, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, учитывая сложившуюся конъюнктуру;
действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшим образом», извлекая максимум возможного из сложившихся обстоятельств.
Более подробно с анализом различных концепций "социального интеллекта" можно познакомиться в работе
С.С. Беловой "Социальный интеллект: сравнительный анализ методик измерения".
Герасимов И.В.
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: современная теория
Обобщив имеющиеся знания по теме, а так же развернув понятие социального интеллекта в соответствии со своими теоретическими воззрениями на человека, на жизнь, на ситуации, и на эффективное поведение в этих ситуациях, я разработал новую, современную теорию социального интеллекта, которая
отвечает следующим требованиям:
1) дает четкое определение: что такое "социальный интеллект" (совокупность способностей - понимать людей, поступать мудро в отношении них, коммуникативная компетентность..., или это все же
определенная психическая система, которая эти способности осуществляет? - я склоняюсь ко второму варианту)
2) четко определяет области (направления) деятельности социального интеллекта
(от глобального понимания жизни и своего места в этой жизни до решения проблем в конкретных жизненных ситуациях, из которых последовательно и состоит жизнь)
3) определяет социальный интеллект, как систему:
из каких элементов состоит социальный интеллект (что именно осуществляет способность человека действовать эффективно в каждой конкретной ситуации и быть успешным в жизни в целом?)
как работает социальный интеллект: как, к примеру, осуществляется процесс поиска эффективного решения в той или иной проблемной ситуации?
4) объясняет, чем определяется низкий, средний и высокий уровень социального интеллекта - какого уровня задачи способен решать социальный интеллект того или иного уровня
5) задает способы (методы) оценки уровня социального интеллекта
6) разрабатывает методы развития социального интеллекта высокого уровня (в моей практике - это системный и комплексный подход в развитии личности на базе специально разработанных учебно-практических мероприятий - семинаров и тренингов).
Итак, главный вопрос любого вида интеллекта (общего-академического-генерального, социального, математического, эмоционального...) - то, с какой информацией работает интеллект, как мыслительный механизм, какого рода задачи решает:
математический интеллект - работает с формулами, числами, решает математические задачи - анализирует, ищет взаимосвязи, находит решения...
эмоциональный интеллект - разбирается в эмоциях, умеет ими управлять
социальный интеллект - решает жизненные задачи, обеспечивая жизненную и ситуационную эффективность человека.
Таким образом...
Социальный интеллект (в контексте ситуационной эффективности) - определенная психическая система (механизм), которая осуществляет способность человека действовать эффективно в каждой конкретной жизненной ситуации, а именно - четко оценивать ситуацию и находить оптимальное для данной ситуации решение.
Чем выше социальный интеллект - тем выше
ситуационная эффективность!
Люди с высоким социальным интеллектом способны менять не только себя и свою жизнь, но и способны управлять ситуациями, людьми, менять их позиции, убеждения, поведение…
Что для этого необходимо?
а) очень хорошо разбираться в людях, в жизни, в ее разнообразных ситуациях… (причем не на поверхностном, а на глубоком, развернутом и системном уровне)
б) уметь анализировать, просчитывать ситуации и
в) уметь находить верные решения - как наиболее эффективно повести себя в той или иной жизненной ситуации.
Социальный интеллект, как система, состоит из определенных элементов, которые своей слаженной работой обеспечивают способность человека действовать эффективно.
Выделим 3 основных элемента в структуре социального интеллекта
1.
Генеральный (чистый) интеллект
"Процессор", ум, мышление... - элемент психической системы, который обрабатывает необходимую информацию (логическое мышление) и генерирует новые идеи (креативное мышление)
а)
Логическое мышление
Логическое мышление - осуществляет анализ полученной и имеющейся информации, ищет взаимосвязи и противоречия, выделяет главное и отсекает второстепенное... - все для того, чтобы получить объективную картину происходящего.
Мощность логического мышления (объем, скорость, сложность... обработки информации) в потенциале (в прочем, как и все остальное) у всех разная.
б)
Креативное мышление
Креативное мышление - это процесс создания новых образов, поиск верных, красивых и оригинальных решений...
Настоящие мастера влияния, комбинаторы, виртуозы жизни... - оригинальны, необычны, артистичны..., найдут выход из любой, даже самой запутанной ситуации…
2.
Информационные системы сознания
Сформированная (формирующаяся)
база знаний о людях, о жизни, о ее всеразличных явлениях и многообразных ситуациях...
К примеру, мировоззрение человека, его модель мира (как определенная информационная система), может быть развернутым и глубоким, проникающим в самую суть, а может быть ограниченным и поверхностным, не понимающим причин происходящего… - все дело в том, каким знанием-пониманием обладаем конкретный человек. Чем больше человек знает о людях, о жизни, о ее различных ситуациях, и знает не на поверхностном, а на глубоком и системном уровне, разбирается в причинах и взаимосвязях... - тем шире, глубже его сознание, тем сильнее его социальный интеллект.
3.
Коммуникативное мастерство или мастерство межличностного взаимодействия
Это система сформированных коммуникативных знаний, умений, навыков, позволяющих человеку легко взаимодействовать с любыми людьми и в любых жизненных ситуациях
Здесь:
система сформированных знаний, умений, навыков эффективного общения
мастерское владение всеми необходимыми техниками и приемами влияния, убеждения и переубеждения...
досконально изученные и проработанные алгоритмы, схемы, сценарии эффективного поведения в тех или иных жизненных ситуациях.
Люди с высоким уровнем социального интеллекта (мастера влияния, виртуозы жизни) хорошо развиты по всем направлениям - они хорошо разбираются в себе, в людях, в жизни..., обладают отменной логикой, и умеют найти эффективное (или даже оригинальное) решение в любой, даже на первый взгляд, безвыходной ситуации...
И никаких разделений - слабое развитие по какому-то из направлений может не дать высокой эффективности в какой-то конкретной ситуации (или в жизни в целом).
Эмануил Ласкер (24 декабря 1868 - 11 января 1941), второй чемпион мира, выдающийся шахматист, был
гроссмейстером не только в шахматной игре, но и в жизни: «... меткость суждений и глубокое проникновение в сущность затрагиваемых вопросов..., в остроумных репликах Ласкера чувствовался не просто выдающийся шахматист, а философ и художник большого плана» (Яков Рохлин, советский шахматист, заслуженный тренер СССР, писатель, человек, которому доводилось лично пообщаться с Ласкером).